plat_forma: (platforma)
[personal profile] plat_forma

Новикова М. М. Ильин И. А.: искусство как объективная необходимость

Вопрос о смысле и природе искусства, его роли и месте в культуре представляется одним из самых «популярных» как в зарубежной, так и в отечественной философской мысли. Проблематика художественного творчества разрабатывалась еще в древности. Не утратила своей актуальности она и в наши дни (можно сказать, что осмысление феномена искусства стало одной из центральных проблем философии минувшего ХХ века). Искусство перестало быть «вещью в себе», уделом «немногих посвященных», «прекрасной бесполезностью». В этом смысле эстетические воззрения и оценки русских философов интересны, оригинальны и достаточно современны (но недостаточно исследованы). Труды Ивана Александровича Ильина – не исключение. В связи с этим хотелось бы рассмотреть некоторые его идеи относительно природы и назначения художественного творчества.


О предназначении художника

По глубокому убеждению Ильина, искусство и мода – несовместимые понятия. Искусство не должно и не может зависеть от обывательского, часто весьма посредственного вкуса. «Искусство не есть промысел, приспособляющийся к внешним условиям, к спросу и заказу; оно есть служение, ориентирующееся по внутренним требованиям, по духовным звездам». Истинная задача художника – служить человечеству, вечным ценностям. В этом смысле художник – «свободный и неподкупный провозвестник, показующий людям объективно-значительные и притом для многих сокровенные духовные содержания». Художник призван не развлекать публику, а «отправлять духовное служение». Задача художника – в поиске «пространства духовного содержания», чтобы служить Божьему делу.

Однако, как отмечает философ, художник не может быть абсолютно свободен, он не имеет права на произвол (искусство – не каприз). Художник должен быть «субъективно свободен, чтобы уловить и выразить объективную необходимость». По мнению Ильина, настоящий художник должен обладать «художественной совестью» (Ильин И.А. О творческом человеке // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993). Свобода творчества заключена в духовной необходимости. Духовная необходимость дает художнику право и смелость творить, находить «необходимое» и «единственно точное» и воплощать это в слове, звуке, линии.

О художественном произведении

В каждом произведении искусства Ильин различает три слоя, которые открываются один за другим: от поверхности в глубину. Внешний слой искусства – это «эстетическая материя» (слова и фразы в литературе; линии и краски в живописи; звуки в музыке и т.д.). Эстетическая материя («чувственно уловимый материал искусства») должна создаваться по определенным и необходимым законам, чтобы «произведение искусства художественно удалось». Эстетическая материя должна возникать из содержания.

«Художественно только содержательно-необходимое». Второй слой произведения – образы. Образный строй (как и форма) также подчинен главной идее произведения – «Главно-Сказуемому, Художественному Предмету». Третий слой составляет «ядро» или «зерно» произведения. «Все эстетические образы должны быть выращены из него, развертывая его содержание, повинуясь его ритму, выражая его идею и волю». Это «слой эстетических образов», который собственно и является выражением «художественного предмета произведения», в котором заключается «основная концепция художника», его идея, постигаемая лишь «иррациональным сердце-созерцанием», плод духовной медитации. Этот внутренний слой, ядро произведения Ильин называет духовным «первообразом», «живым способом бытия», «жизнесостоянием». «Это жизнесостояние переживается самим художником, созерцается им и становится его предметом. Он находит его в Боге, в человеке или в природе вещей».

О художественном акте

Художественный акт – это свободное проявление творческой силы художника, созерцающего сокровенные духовные содержания. В этом смысл художественного творчества, при том условии, что художник творит по художественной необходимости и духовному праву, помня и о своей ответственности. Художественный акт – это попытка «уловить сокровенное содержание художественного замысла, выразить его – соответственно, точно, «адекватно» – в образах и «изложить» в словах, звуках, красках, жестах или камнях». Осязаемая материя искусства, по словам Ильина, не является «самостоятельным» телом художества. Эстетическая материя – «носитель», «орудие», «знак» того художественного содержания, которое должно быть «высказано» или «показано». Знак должен быть выразительным и содержательно насыщенным. И художественный образ, и говорящий через него художественный предмет подчинены эстетическому содержанию. Все эстетические образы имеют свои особые законы: «каждый образ должен явиться как нечто подлинно-объективное, правдоподобное, созерцательно-убедительное, индивидуально-внутренне-единое, самому-себе-верное, законченное, органически-связанное с другими образами и т.д.» (Ильин И.А. О художественном совершенстве // Там же). Подлинное искусство призвано нести людям «истинный аромат духа». Критерий художественности состоит в соответствии законов эстетической материи, эстетического образа и художественного предмета.

О будущем искусства и культуры

Художественную ситуацию начала ХХ века Ильин воспринял как глубокий кризис искусства («искусство наших дней, именуемое «модернистическим», заблудилось среди дорог и ушло в беспутство»). Будущее искусства он не связывал с модернизмом, считая его «выродившимся мнимо-искусством». «Вся эта погоня за новшеством, за небывалым, за «потрясающим» или «головокружительным» – есть проявление духовной смуты, порождение бессильного тщеславия у автора и у скучающих, ищущих «возбуждения» снобов в публике». Новое искусство, утверждал философ, возникнет из «обновленного духа и из глубоко-чувствующего сердца, т. е. из тех слоев души, которые всегда задумывали и вынашивали всякое истинное произведение художества». В модернизме, к сожалению, он видел лишь «бесформенность», «хаос», «бессодержательность», «пошлость». Ему казалось, что в основе модернистских исканий лежит лишь «критерий дозволенного», произвол, каприз, эпатаж. Однако, несмотря на такой довольно резкий критический подход, Ильин был уверен в будущем: «грядущее искусство будет опять укорененным, почвенным, органическим». Это новое искусство, полагал он, возникнет «из перенесенных русским народом испытаний, лишений и страданий; и совершится это потому, что в русских людях обновятся источники жизни, родники творчества, самый способ жизни и сила художественного созерцания». Ильин отводил искусству значительное место в культуре. Художник для него – «свободный и неподкупный провозвестник», раскрывающий людям «сокровенные духовные содержания». Вот почему так строго оценивает он произведения искусства, так возвышенно объясняет смысл художественного творчества. Во многом его взгляды схожи с мыслями других русских философов серебряного века – Бердяева, Белого, Вяч.Иванова, Булгакова. Как и все они, он был убежден в том, что «Россия идет к возрождению здорового художественного акта», что есть все основания «ожидать от грядущего русского искусства новых, т. е. первоначально-подлинных, духовных содержаний и новых, т. е. предметно-оригинальных, форм: это будут новые образы, выговоренные на «языке» первоначальной подлинности и с силою впервые рожденной формы, – в общем потоке насущного духовного питания и благодатной радости».


http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Nov_IlIskust.php

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

January 2013

S M T W T F S
  12 3 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 20th, 2017 02:35 pm
Powered by Dreamwidth Studios